Карта   сайта

Главная

Документы

Локальные акты

Образовательные

программы

школы

Прочие документы

Предписания

надзорных

органов

Материально-техническая

база

Школьный автобус

Наши выпускники

Страничка соц. педагога

Учителя

Родителям

Фотогалерея

 

Советуем посетить

Официальный сайт Администрации Спировского района

Сайт МОУ СОШ № 2 п. Спирово

 
Друзья сайта

МОУ СОШ № 8 п. Спирово

 

Контакты

Адрес школы: 171170, Тверская область, п. Спирово, ул. К. Маркса, 25

Телефон: 8 (48276) 2-13-37

Адрес электронной почты: mouoosh1@mail.ru

Директор: Панащук Ольга Борисовна

Гостевая книга

Написать нам

 

 
Погода
 

Статистика

  счетчик посетителей

 

 

 

 

Учитель начальных классов

 

Волкова Зинаида Петровна

 

 

 

Урок литературного чтения во 2 классе

по развивающей системе Л.В.Занкова

 

Учитель: Волкова З.П. МОУ ООШ №1 п. Спирово, Тверской обл.

 

Тема урока: Рассказ Л.Н.Толстого «Акула».

Цель урока: Работа над выявлением кульминационных моментов сюжета; определение смысла нравственной коллизии на примере рассказа Л.Н.Толстого «Акула».

Задачи урока:

- показать детям возможность существования нескольких точек кульминации;

- проследить разную интонацию точек кульминационного напряжения в рассказе: они могут быть обозначены с помощью восклицательного знака или показана как момент напряжённой тишины;

- выяснить вместе с детьми, кто является главным героем рассказа (обсудить все возможные варианты);

- реконструировать характер и жизненный опыт героя (старого артиллериста) по его действиям и проявлением в рассказе;

- обсудить идею любви как способности мгновенно принимать решения, спасая близкого человека;

- сравнить разные произведения («Прыжок» и «Акула») одного и того же писателя (Л.Н.Толстого).

ХОД УРОКА:

1.     Работа по подготовке учащихся к чтению.

1)     Начало урока:

- Ребята, посмотрите на портрет этого писателя (показ портрета Л.Н.Толстого)

Вы его узнали?

- Что знаете о писателе? ( д/з)

- Какие рассказы Л.Н.Толстого вы прочитали дома, чем тронули вас эти рассказы?

- Сегодня у нас новая встреча с Л.Н.Толстым. Мы будем читать рассказ «Акула» (тема урока).

2. Первичное знакомство с произведением.

1) Чтение учителем  + словарная работа

     ЯКОРЬ      ПАЛУБА      ПАРУС    АФРИКА       ПУСТЫНЯ САХАРА     ВЁСЛА

     АРТИЛЛЕРИСТ      ФИТИЛЬ      «НЕ ВЫДАВАЙ»

2)     Минутная пауза для того, чтобы дети «вчувствовались» в произведение.

3)     Обмен впечатлениями об услышанном.

 - Какие чувства возникли у вас при слушании этого рассказа?

 - А как вы отнеслись к названию рассказа?

 - Действительно, в названии рассказа «Акула» есть что-то тревожное, предчувствие того, что, что-то может случиться.

- А что знаете об акуле? (рисунок акулы)

3. Анализ произведения.

1) Перечитывание рассказа «цепочкой»

- Хотим ли сами перечитать рассказ?

2) Система вопросов.

- Что нового открыли при перечитывании?

- Действительно, писатель заставил нас пережить и тревогу, и беспокойство, и волнение. А какие моменты в рассказе вам кажутся самыми волнующими? Найдите в тексте и причитайте. ( Много моментов: когда с палубы кто-то крикнул «Акула!», когда артиллерист кричит: «Назад! Назад! Назад! Вернись! Акула!», когда он, бледный, как полотно, смотрит на детей, когда мальчики обнаружили акулу и с пронзительным визгом поплыли в разные стороны, когда артиллерист выстрелил, и ещё не было понятно, попал ли он в акулу, когда тихий ропот напряжённого ожидания сменился радостным криком)

- Всегда ли напряжение показано с помощью восклицательного знака?

  Найдите момент напряжённой тишины. (Два момента: когда артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей; когда перед самым выстрелом «все замерли от страха и ждали что будет»)

- Давайте прочитаем начало рассказа? Что можете сказать?

- Когда начинается волнение? Где усиливается это беспокойство?

- Найдите место, когда волнение переходит в тревогу и дальнейшие действия предвещают беду.

- А как мальчики повели себя, увидев акулу? Почему?

- Хотелось бы вам включиться в события рассказа, когда и каким образом?

3. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- А теперь отдохнули и сможете ответить на мой вопрос. Как вы считаете, кто является главным героем этого рассказа?

- Почему Л.Н.Толстой называет «старый артиллерист»? (Давно плавает, служит на флоте)

- Проследите его действие и его душевное состояние, прочитайте.( «стоял на палубе и любовался на своего сынишку». «Назад!... бледный как полотно…», «не шевелясь-окаменел от ужаса.визг разбудил артиллериста»)

- Почему он упал возле пушки?

- Какой же он человек? ( Самоотверженный, мужественный, решительный: стрелять из пушки в акулу, которая была совсем рядом с мальчиками, было очень рискованно. На это мог решиться только настоящий солдат, который в критической ситуации умеет принимать смелые решения). Тут и сила любви и умение действовать в трагически страшные моменты жизни.

- А как вели себя матросы на палубе? (Сначала обрадовались; спустили лодку; бросились; понеслись, что было сил…;на палубе замерли от страха; ждали, тихий ропот, потом сильнее) Почему? (Сначала не очень разобрались, что на море, а потом уже осознали и раздался громкий радостный крик)

- А как сам автор Л.Н.Толстой относится к событиям происходящим в рассказе?

(Переживает, пишет как участник событий). Докажите. (Нам, наш, с нами, мы все…)

- Действительно, вы правы, что только человек глубоко переживший чувства героев может донести до читателей.

3) Сравнение произведений.

- Ребята мы с вами прочитали два рассказа Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок». Что вы можете о них сказать? (Похожи: один как бы продолжает другой; место-корабль в плавании, настроение сначала, а потом тревога)

- А на что ещё обратили внимание? (Хороший конец – облегчение, что всё закончилось хорошо).

- А что можете сказать об отце? (В обоих рассказах отец спасает сына. Я думаю, что они решительные люди, смелые, любят своих сыновей.)

- А в чём же отличие рассказов? (В рассказе «Прыжок» лучше показано состояние мальчика. А в рассказе «Акула» лучше показано состояние отца.)

- Ребята, я очень рада за вас, вы так прониклись этими произведениями. Вы сумели передать своим чтением переживания, чувства героев.

4. Итог урока.

- О чём же эти произведения?

- О Внутреннем мире героев, их переживаниях, чувствах. Не так важно само событие, действие, как его переживания. В этом состоит мастерство Л.Н.Толстого. Его герои не просто действуют, а живут, переживают. А заслуга в том, что он умело изображает богатство внутреннего мира героев и передаёт своё отношение к каждому их действию.

5. Домашнее задание.

- Ребята, если хотите, то перечитайте рассказ и продолжите его, попробуйте показать чувства мальчиков возвращавшихся на корабль, матросов и конечно, старого артиллериста при встрече со своим сыном. Можете нарисовать рисунки.

 

 
 
 
 
Hosted by uCoz