Учитель начальных классов
Волкова Зинаида Петровна
Урок литературного чтения во 2
классе
по развивающей системе Л.В.Занкова
Учитель: Волкова З.П. МОУ ООШ №1
п. Спирово, Тверской обл.
Тема урока:
Рассказ Л.Н.Толстого
«Акула».
Цель урока:
Работа над выявлением
кульминационных моментов сюжета; определение смысла нравственной
коллизии на примере рассказа Л.Н.Толстого «Акула».
Задачи урока:
- показать
детям возможность существования нескольких точек кульминации;
- проследить
разную интонацию точек кульминационного напряжения в рассказе: они
могут быть обозначены с помощью восклицательного знака или показана
как момент напряжённой тишины;
- выяснить
вместе с детьми, кто является главным героем рассказа (обсудить все
возможные варианты);
-
реконструировать характер и жизненный опыт героя (старого
артиллериста) по его действиям и проявлением в рассказе;
- обсудить
идею любви как способности мгновенно принимать решения, спасая
близкого человека;
- сравнить
разные произведения («Прыжок» и «Акула») одного и того же писателя
(Л.Н.Толстого).
ХОД УРОКА:
1.
Работа по подготовке учащихся к чтению.
1)
Начало урока:
- Ребята,
посмотрите на портрет этого писателя (показ портрета Л.Н.Толстого)
Вы его узнали?
- Что знаете о
писателе? ( д/з)
- Какие
рассказы Л.Н.Толстого вы прочитали дома, чем тронули вас эти
рассказы?
- Сегодня у
нас новая встреча с Л.Н.Толстым. Мы будем читать рассказ «Акула»
(тема урока).
2. Первичное знакомство с
произведением.
1) Чтение
учителем + словарная работа
ЯКОРЬ ПАЛУБА ПАРУС АФРИКА ПУСТЫНЯ САХАРА
ВЁСЛА
АРТИЛЛЕРИСТ ФИТИЛЬ «НЕ ВЫДАВАЙ»
2)
Минутная пауза для того, чтобы дети «вчувствовались» в
произведение.
3)
Обмен впечатлениями об услышанном.
- Какие
чувства возникли у вас при слушании этого рассказа?
- А как вы
отнеслись к названию рассказа?
-
Действительно, в названии рассказа «Акула» есть что-то тревожное,
предчувствие того, что, что-то может случиться.
- А что знаете
об акуле? (рисунок акулы)
3. Анализ произведения.
1)
Перечитывание рассказа «цепочкой»
- Хотим ли
сами перечитать рассказ?
2) Система
вопросов.
- Что нового
открыли при перечитывании?
-
Действительно, писатель заставил нас пережить и тревогу, и
беспокойство, и волнение. А какие моменты в рассказе вам кажутся
самыми волнующими? Найдите в тексте и причитайте. ( Много моментов:
когда с палубы кто-то крикнул «Акула!», когда артиллерист кричит:
«Назад! Назад! Назад! Вернись! Акула!», когда он, бледный, как
полотно, смотрит на детей, когда мальчики обнаружили акулу и с
пронзительным визгом поплыли в разные стороны, когда артиллерист
выстрелил, и ещё не было понятно, попал ли он в акулу, когда тихий
ропот напряжённого ожидания сменился радостным криком)
- Всегда ли
напряжение показано с помощью восклицательного знака?
Найдите
момент напряжённой тишины. (Два момента: когда артиллерист, бледный
как полотно, не шевелясь, смотрел на детей; когда перед самым
выстрелом «все замерли от страха и ждали что будет»)
- Давайте
прочитаем начало рассказа? Что можете сказать?
- Когда
начинается волнение? Где усиливается это беспокойство?
- Найдите
место, когда волнение переходит в тревогу и дальнейшие действия
предвещают беду.
- А как
мальчики повели себя, увидев акулу? Почему?
-
Хотелось бы вам включиться в события рассказа, когда и каким образом?
3. Физкультминутка.
Вы,
наверное, устали?
Ну, тогда
все дружно встали.
Ножками
потопали,
Ручками
похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты
все уселись.
Глазки
крепко закрываем,
Дружно до
пяти считаем.
Открываем,
поморгаем
И работать
продолжаем.
- А теперь
отдохнули и сможете ответить на мой вопрос. Как вы считаете, кто
является главным героем этого рассказа?
- Почему
Л.Н.Толстой называет «старый артиллерист»? (Давно плавает, служит на
флоте)
- Проследите
его действие и его душевное состояние, прочитайте.( «стоял на палубе
и любовался на своего сынишку». «Назад!... бледный как полотно…»,
«не шевелясь-окаменел от ужаса.визг разбудил артиллериста»)
- Почему он
упал возле пушки?
- Какой же он
человек? ( Самоотверженный, мужественный, решительный: стрелять из
пушки в акулу, которая была совсем рядом с мальчиками, было очень
рискованно. На это мог решиться только настоящий солдат, который в
критической ситуации умеет принимать смелые решения). Тут и сила
любви и умение действовать в трагически страшные моменты жизни.
- А как вели
себя матросы на палубе? (Сначала обрадовались; спустили лодку;
бросились; понеслись, что было сил…;на палубе замерли от страха;
ждали, тихий ропот, потом сильнее) Почему? (Сначала не очень
разобрались, что на море, а потом уже осознали и раздался громкий
радостный крик)
- А как сам
автор Л.Н.Толстой относится к событиям происходящим в рассказе?
(Переживает,
пишет как участник событий). Докажите. (Нам, наш, с нами, мы все…)
-
Действительно, вы правы, что только человек глубоко переживший
чувства героев может донести до читателей.
3) Сравнение
произведений.
- Ребята мы с
вами прочитали два рассказа Л.Н.Толстого «Акула» и «Прыжок». Что вы
можете о них сказать? (Похожи: один как бы продолжает другой;
место-корабль в плавании, настроение сначала, а потом тревога)
- А на что ещё
обратили внимание? (Хороший конец – облегчение, что всё закончилось
хорошо).
- А что можете
сказать об отце? (В обоих рассказах отец спасает сына. Я думаю, что
они решительные люди, смелые, любят своих сыновей.)
- А в чём же
отличие рассказов? (В рассказе «Прыжок» лучше показано состояние
мальчика. А в рассказе «Акула» лучше показано состояние отца.)
- Ребята, я
очень рада за вас, вы так прониклись этими произведениями. Вы сумели
передать своим чтением переживания, чувства героев.
4. Итог урока.
- О чём же эти
произведения?
- О Внутреннем
мире героев, их переживаниях, чувствах. Не так важно само событие,
действие, как его переживания. В этом состоит мастерство
Л.Н.Толстого. Его герои не просто действуют, а живут, переживают. А
заслуга в том, что он умело изображает богатство внутреннего мира
героев и передаёт своё отношение к каждому их действию.
5. Домашнее задание.
- Ребята, если
хотите, то перечитайте рассказ и продолжите его, попробуйте показать
чувства мальчиков возвращавшихся на корабль, матросов и конечно,
старого артиллериста при встрече со своим сыном. Можете нарисовать
рисунки.
|