Муниципальное общеобразовательное учреждение ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 посёлка Спирово Тверской области
Учитель истории Надежда Станиславна Сосипатрова |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 9 КЛАССА «История XX века в лицах»
Автор: Учитель истории и обществознания высшей категории МОУ ООШ № 1 п. Спирово Сосипатрова Надежда Станиславна Пояснительная записка 1. Введение. Согласно доклада ЮНЕСКО об образовании в XXI веке, стратегической целью современного образования должны стать: приоритет личности и ее интересов над интересами общества и освоение выпускником школы собственного выбора в вопросах профессии, образования, социализации и т.д. Одновременно необходимо отметить кризисную напряженность состояния образования в мире, сводимую к: снижению престижности знаний, снижению уровня успеваемости, значительному проценту функциональной неграмотности и невысокая квалификация учителей. Учитывая вышесказанные проблемы важнейшей стороной современного образования должны стать новые подходы к формированию зрелой личности выпускника школы, способной к самореализации и социальной адаптации. 2. Актуальность. В рамках решения, стоящих перед образованием проблем, весьма актуальным становится формирование у большинства учащихся стройного целеполагания в выборе (по Фромму) «Иметь или быть», метапредметных связей и установок, творческого мышления, опирающегося на ценностные ориентиры и рефлексию. Реализация данных задач возможна через формирование модели разумного поведения, обеспечивающего сохранение здоровья (в комплексном смысле слова: физического, душевного и социального), адаптацию в обществе (толерантность, бесконфликтность и нравственные установки на деятельность) и самореализацию через формирование оптимальных потребностей и интересов. Для достижения столь сложных стратегических целей необходима зрелая личность, что может быть достигнуто посредством формирования ключевых компетентностей, как характеристик личности посредством анализа, прогнозирования, рефлексии, ориентации в информационном потоке, коммуникативных навыков и через них построение собственной орбиты выборов, определяющих будущую жизнь человека. Особенно значимы ценностно - ориентированные интегрированные курсы для подростков в период личностного выбора – 9 класс: в период выбора будущей траектории образования, будущей жизненной траектории, самоидентификации и формирования позитивной «Я концепции» подростка. Понятие «личность» - одно из самых широко используемых в современной психологии. Высокая частотность употребления в психологической литературе понятие «личность» свидетельствует о большой значимости этого понятия для проникновения в сущность объективного бытия человека. В процессе разработки своей теории личности Абрахам Гарольд Маслоу (Maslow Abraham H.) использовал результаты различных наук, фокусирующих свое внимание на антропологической реальности. Он не был склонен игнорировать те стороны человеческого существования, которые не попадали в поле зрения многих психологов, находившихся в узких теоретических рамках представлений о специфике человеческого бытия, то есть тех психологов, которые отдавали приоритет в исследованиях или поведению, или когнитивным и бессознательным процессам, или инстинктивной природе индивида. А. Маслоу был одним из немногих психологов, изучавших и бравших в учет многосложность и многосторонность феномена личностного существования человека. Теоретическая концепция Маслоу основывается на трех фундаментальных положениях: · людям свойственно от природы стремиться к более высокому уровню здоровья, креативности, восприятия и самовыражения; · неврозы по своей сути являются преградой для врожденного стремления к самоактуализации; · жизненный успех и духовное развитие личности не противоречат друг другу. Важнейшей частью теории личности А. Маслоу выступает модель иерархии потребностей, которая отражает практически весь спектр мотиваций человека. Согласно этой модели, самой главной, высшей потребностью человека является потребность самоактуализации. Маслоу сознательно изучал только успешных в жизненном отношении людей, которые не были подвержены неврозам и у которых не отмечались эмоциональные нарушения. В его список попали девять современников и девять исторических лиц. Среди них были величайшие мыслители и социальные реформаторы: Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адамс, Уильям Джеймс, Альберт Швейцер, Олдос Хаксли, Барух Спиноза. Исследуя особенности их жизни, Маслоу пришел к ряду выводов, касающихся фундаментальных, базовых потребностей человека, составляющих стержень личности каждого. Маслоу выделяет следующие фундаментальные потребности: физиологические потребности; потребность в безопасности и стабильности; потребность в любви и принадлежности; потребность в признании, самоуважении; потребность в самоактуализации. По Маслоу, потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворяться прежде удовлетворения потребностей низших уровней. Первые, Маслоу называет потребностями роста, а вторые нуждами. Каждый индивид, подчеркивает А. Маслоу, имеет потребности роста, то есть, потребности развивать свои способности и задатки. Именно через эти способности и задатки формируется позитивная Я-концепция — одно из базовых понятий гуманистической психологии, относительно устойчивая совокупность представлений индивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом строится отношение к себе и взаимодействие с другими людьми. Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие: 1. Образ Я – представление индивида о самом себе. 2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Поведение человека можно понять, лишь встав на его точку зрения. Не явление само по себе, а уникальное восприятие индивидом этого явления рассматривается как подлинная реальность. Именно поэтому мы рассматриваем в рамках элективного курса не сам процесс истории двадцатого века, а те личности, которые определяли ведущие прогрессивные потоки движения вперед в развивающемся достаточно быстро потоке истории XX века. При этом мы отбирали личности не вслепую, а ориентируясь на различные модели самореализации людей в той или иной сфере жизни, тех людей, которые по своей «Я – концепции» достойны уважения и изучения. При чем, данная степень уважения определяется личностными характеристиками и стратегией деятельности. 3. Новизна программы. Выбор субъектов изучения данной программы определяется выбором: «Иметь или быть» и высотой их ценностных установок. Группировка личностей, значимых в истории многих поколений осуществлялась по сфере их деятельности, что позволяет девятиклассникам определиться на дальнейшем пути жизнеопределения. В данной программе, в отличие от аналогичных, результативность определяется не знаниями, умениями и навыками, а в соответствии с современной парадигмой: представлениями, отношениями и стратегией деятельности (направлена на личностное определение) и мониторируется через тестирование Григорьева – Степановой. Новой является и компоновка разделов программы, абсолютной проблемностью заданий и проектов, защищаемых учащимися. 4. Обзор литературы. Материал для программы учитель и учащиеся берут из книг «Жизни замечательных людей», сайта Викепедия и других сайтов Интернета. В работе использованы материалы различных сайтов, архивные материалы и книги о жизни 100 лучших людей XX века. В Интернет – сети имеются программы посвященные персоналиям, но они скомпонованы либо по странам, либо по хронографу. Программ, где материалы о личности были скомпонованы по идеям и творчеству нами не были найдены. 5. Концепция программы. Образование – это одно из «наиболее значимых средств социального воспроизводства сообщества и повышения потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития». В настоящее время состояние отечественного образования сложно и противоречиво. Это связано с рядом стойких тенденций в социокультурной сфере, которые оказывают мобильное влияние на жизнедеятельность сферы образования. Негативные последствия реализации ряда программ реформирования отечественного образования подтвердили известную истину о том, что реформа в такой сложной социальной сфере, какой является образование, не может быть сведена к осуществлению системы организационных мероприятий, как бы солидно в научном отношении они не были подкреплены. Сегодня стало очевидным, что управление модернизационными процессами в образовании должно сводиться не к прямой организации, нормированию, регулированию конкретных процессов, а, прежде всего, должно быть связанным с созданием условий для реализации широкого спектра изменений в этой области. Процедура выбора перспективных социально-педагогических направлений модернизации отечественного образования, предполагает опору на теоретические концепции, в полной мере учитывающие особенности Российского образования, специфику развития педагогической науки, возможности современного технологического обеспечения личностно ориентированного образования и базирующиеся на рассмотрении: 1. Образования как целостной системы, имеющей собственную инфраструктуру и развивающейся в соответствии с собственными целями и закономерностями; 2. Процесса развития образования в контексте культуры и субъекта образования как творца культуры. Основной парадигмой современного этапа обракзования должен стать переход на рельсы гуманистической педагогики, причем, в основном, за счет изменений позиций самих педагогов. Представители гуманистического подхода к педагогики отказываются рассматривать образование как «производственный конвейер». Основная интенция их рассуждений – персональное, индивидуализированное обучение, адекватное личности каждого учащегося. В фокусе гуманистического подхода – ученик как субъект жизни, как свободная и духовная личность, имеющая потребность в саморазвитии. Гуманистический подход ориентирован на развитие внутреннего мира учащегося, на межличностное общение и диалог свободных субъектов, на создание условий и оказание помощи в личностном росте. Гуманистический подход не отличается однородностью воззрений разработчиков этой доктрины. В рамках подхода сосуществуют достаточно разнообразные модели образования. В целом представителей гуманистического подхода объединяет ценностное отношение к личности человека; рассмотрение детства как уникального периода жизни человека; признание развития ребенка (умственного, нравственного, физического, эстетического) главной задачей образования. Методологической основой развития отечественного образования, стремящегося к цели реализации интеллектуального, творческого потенциала населения, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству, должна являться гуманистическая педагогика, основным предметом которой выступает человек, стремящийся к самоосуществлению и саморазвитию. В соответствии с этим, гуманистическая функция образования должна состоять в том, чтобы помочь человеку стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, то есть научить его жизнетворчеству. Гуманистическая функция должна заключаться также и в смягчении социальной напряженности, в восстановлении экологии человека, его душевного равновесия, смысла жизни, общественной и личной нравственности, гражданского мира. В целом, осуществление гуманистической функции в образовании должно позволить учащимся научиться: · познавать окружающий мир и себя самого; · оценивать окружающий мир, себя самого; · предвосхищать возможные последствия своих практических действий, уметь вырабатывать прогнозы; · осознанно действовать в окружающем мире, выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой; · выстраивать целостную систему мировоззрения, знаний, убеждений, ценностей, принципов позволяющих ему адекватно воспринимать окружающий мир, понимать свое место и роль в нем; · развивать свои природные задатки, реализовывать свои сущностные силы, естественное стремление к основным ценностям Бытия; · способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить пути и формы оптимальной реализации своего предназначения в мире. Данная программа элективного курса опирается на принципы гуманистической педагогики, а именно: · образование должно базироваться на общечеловеческих ценностях и на ценностях разных этнокультурных сообществ; · целью образования должно выступать становление самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей; · развитие личности должно осуществляться целостно, в единстве разума и чувств, души и тела; · все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания, форм, режимов образования, должны находиться под защитой; · образование должно осуществляться посредством собственной деятельности ученика; групповая работа в образовательном учреждении должна сочетаться с индивидуальной работой, при чем особое внимание должно уделяться развитию индивидуального стиля деятельности ученика; · образование как деятельность личности должно основываться на внутренней мотивации ученика, а также на полноценном общении педагога и учащихся, при этом участие учеников в равноправном диалоге должно уважаться и поощряться; · образование должно осуществляться в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства. Учитывая продекларированные принципы, в основе предложенной программы положены следующие подходы. В гуманистически ориентированном образовательном процессе педагог ставит ученика не в позицию объекта, которым он управляет, а в позицию полноправного субъекта учения, создавая тем самым условия для его творческой самореализации. Это означает, что педагог организует образовательную деятельность ученика не как традиционный информационный процесс, а как процесс решения проблем разного уровня, помогая ученику понять личный смысл этих проблем. Не менее важной задачей для педагога является задача включения ученика в качестве активного участника в групповое взаимодействие на основе творческого диалога в системе «учитель-ученик», «учитель –учащиеся». Диалогические, субъектно-субъектные отношения педагога с учителем ориентированы на решение задачи максимально полной реализации последним своего внутреннего потенциала, то есть развития, самоосуществления в процессе освоения культуры. Педагог помогает ученик войти в мир культуры и социальных связей, создавая педагогические ситуации, в которых тот сможет самостоятельно определиться и самореализоваться, проявить свою активность. При этом педагог свои конкретные цели выводит не из абстрактных идеалов и социальной целесообразности, а исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика. В целом, организация эффективного гуманистически ориентированного образовательного процесса базируется на сочетании принципов: свободного развития учащегося с педагогическим управлением этим процессом; приспособления целей, содержания, форм, методов и средств образования к учащемуся. Поэтому построение системы гуманистического образования, поворот школы к ребенку, переход к новому типу личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса невозможны без существенного повышения уровня гуманистической педагогической культуры работников сферы образования, который, в первую очередь, предполагает сформированность гуманистической направленности личности педагога. Педагогика, ориентированная на развитие духовно-нравственной культуры, должна в максимальной степени отвечать духовным требованиям времени, быть в состоянии дать ответы на вопросы о смысложизненных константах человеческого бытия. Духовность человека предполагает осознание им подлинного смысла своей жизни, понимание им своего места, роли и предназначения в мире. Размышления о человеке, о смысле и ценности его жизни являлись и являются ключевыми для философской и педагогической антропологической мысли. Представители философской антропологии всегда пытались разрешить одну из важнейших проблем – найти основное, базисное качество человека, к которому можно было бы свести всю его сложную природу. Многие философы выделяли такие качества человека как разумность, духовность. И. Кант особо выделял способность человека к осознанию самого себя. Он писал: «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, то есть существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей…». Подчеркивание мыслителями важности субъективных характеристик бытия человека, означает то, что вне понимания человеком своей внутренней жизни он никогда не сможет обрести себя, свою подлинную сущность. Утрата человеком на пороге 3-его тысячелетия смыслового наполнения своего бытия предельно обострила и повысила значимость для образования задачу «возвращения человека к своей сущности, к человечности». Современная философия, педагогика отчетливо понимают, что корень всех проблем во внутреннем кризисе самого человека, его разладе с существующим миром, миром, как никогда стремительно и радикально меняющимся прямо у него на глазах. Человек волей-неволей вынужден признать, что ключ к спасению заложен в нем самом, в его собственной внутренней трансформации. Эта трансформация заключается в «необходимости чувства глобальности, любви к справедливости, в нетерпимости к насилию». В качестве атрибутивного, основополагающего свойства человека, определяющего все другие свойства и объединяющие их в единую целостность, гуманистически ориентированная педагогика рассматривает духовность. Духовность в контексте гуманистического видения понимается как сущностная характеристика, позволяющая человеку «обладать представлением о себе» (И. Кант), осознавать свое личностное «Я». Духовность функционирует как самосознание, самопознание человеком своего «Я» и проявляется в определенных состояниях психики человека: совесть, долг, ответственность, стыд, менталитет и т.д. Духовность позволяет человеку понять законы окружающей действительности, осознать уникальность, неповторимость самого себя, понять свое личностное «Я», выработать программы регулирования и управления своим поведением, понять свое место, роль и предназначение в мире, обществе. Особое значение имеет духовность в момент осуществления выбора человеком определенного типа поведения (активное – пассивное – девиантное – деликвентное – конформное), а также при решении человеком проблемы смысла своей жизни. Человек выбирает систему ценностей, стратегические цели, которые выступают ориентиром его личностного развития (это и есть решение проблемы смысла жизни). Решая данную проблему, человек выбирает один из возможных вариантов действия, например, таких как «жить или умереть» (А. Камю), «иметь или быть» (Э. Фромм). Каждый человек, решая эти проблемы, в качестве целевого ориентира выбирает одну из стратегических задач: обладание собственностью, властью, стремление к наслаждению, полному удовлетворению своих потребностей, стремление к славе, популярности, стремление к личностному самоутверждению и реализации всех своих сущностных сил и своего предназначения и т.д. Гуманистическая педагогика особо выделяет необходимость в реализации человеком своего предназначения в мире, в полном развертывании своих возможностей и способностей, в стремлении к истине, добру, красоте, благу и т.д., понимает высший смысл жизни человека в самой жизни. Цель: Создание условий для формирования на основе изучения жизни, биографий и результатов деятельности успешных и значимых людей двадцатого века у учащихся собственных установок, выбора и ценностей для дальнейшей самореализации и стройного целеполагания собственных траекторий. Задачи: 1. Познакомить учащихся с биографиями значимых людей двадцатого века; 2. Через проектную деятельность способствовать формированию собственных отношений к их жизни и деятельности; 3. Научить девятиклассников ориентироваться в информационном потоке; 4. Формировать ключевые компетентности через анализ биографий великих людей; 5. Способствовать формированию собственного осознанного выбора профессиональной траектории; 6. Формировать нравственно – патриотические установки через биографии великих соотечественников; 7. Способствовать рефлексии учащихся через диалогово – дискуссионную направленность курса. Целевой группой являются учащиеся 9 класса, находящиеся в сложном периоде самоидентификации и формирования собственной «Я – концепции». 6. Методическое обеспечение. Программа элективного курса направлена на развитие духовности, гуманистической ментальности, толерантности, а главное, сознательному отношению к родной истории, ее героическим событиям, людям, деяниям. Принципиальным является семантический ретроспективный анализ тех личностных героических и благородных поступков, которые совершались людьми при выполнении святого долга защиты своего родного дома или жертвоприношения во имя блага других. Каждое занятие курса имеет основные дидактические точки, которые презентируются в виде художественных текстов или цитат из биографий выбранных личностей, соответствующих по настрою и содержанию каждой изучаемой личности. Большинство тем рассматривается на основе анализа и критического мышления при обязательном соблюдении свободы точки зрения. При такой постановке проблемных занятий в канву их добавляется рефлексивные элементы, отражающие вызываемые изучаемыми личностями эмоции и чувства. Учащиеся активно участвуют в каждом занятии: дома подбирают через книги и Интернет тексты, фотографии с жизнеописанием героев занятий, проводят психологический анализ личностей и их деятельности, формируя аналитико – деятельностную и рефлексивную компетентности. В рамках курса изучается различные типы людей и в каждой личности учащиеся стимулируются в нахождении проблемы Ир части истории. Занятия методически выстроены по сферам деятельности изучаемых людей и через их компетенции рассматриваются особенности ступеней истории двадцатого векаисторическим эпохам и преобладающим художественно – гражданским идеям временных отрезков. Для анализа взяты, в основном, личности, судьба которых связана с переломными моментами в истории России и мира. Причем, они оцениваются не фронтально, а через положение личности на переломе эпох, ее стратегии поведения и стратегии мышления. Социально ориентированная программа курса предполагает вариативность установок и выбор личностных отношений к тем или иным явлениям. Роль педагога в рамках данного курса носит исключительно фассилитационный характер, направляющего вектор размышлений и выводов. Данное положение педагога в курсе связано с основной парадигмой самостоятельности и осознанного выбора установок учащимися в отношении серьезнейших событий истории и литературных произведений различных эпох. Все занятия курса основаны на проблемной, проектной и развивающей технологиях. Занятия, посвященные личностям в эпоху тоталитаризма, направлены на формирование социальной активности учащихся и выбору собственной социальной позиции «иметь или быть». Поскольку курс является элективным, то методически он выстраивается несколько иначе, чем основная программа. Все занятия состоят из двух частей. В рамках первой части изучаются через объяснения учителя и реферативные выступления учащихся биографии и достижения изучаемых «героев» программы, а в рамках второй части – обсуждаются личные оценки и личное восприятие учащимися деяний и значений изучаемых лиц в ходе процесса исторического развития XX века. Именно с этой целью подобран реестр лиц, рассматриваемых в программе. Каждый из изучаемых людей был состоявшейся личностью, человеком, который умел отдавать, а не только брать, человеком, сделавшим для нашего мира очень много: в политике, науке, искусстве, спорте, развитию совести. По формам организации занятий курс представлен: · занятия – конференции; · круглые столы; · семинары; · защита проектов; · проблемные занятия; По технологиям занятия реализую через: · проблемную технологию; · проектную технологию, · развивающую технологию, · информационно – коммуникативную технологию, · технологию сотрудничества, · технологию критического мышления. · технологию «дебаты» 7. Объем курса: 28 часов (по 1 часу еженедельно в течение двух четвертей) 8. Категория учащихся: учащиеся 9 класса 9. Учебно – тематический план
10. Содержание программы Введение. (1 час). Теории личности. Теория Абрахама Гарольда Маслоу.Понятие «Я - концепция». Личность в истории государства. Самоуважение, взаимосвязь уровня самооценки и уважения к другим людям. Положительная самооценка и позитивное отношение к уникальности личности. Уникальность как одно из достоинств человека. Ключевые понятия: самооценка, самоуважение, честность, порядочность, совесть, выбор роста, концентрация, вершинные переживания. Раздел I. Люди в политике. (4 часов) Рассматриваются две группы людей, определявших в свое время развитие государств: группа политиков, руководивших исполнительной властью в России в начале и конце двадцатого века (П.А. Столыпин и А.Н. Косыгин), «Золотая пятилетка», и группа президентов, создававших, хоть и в противоречиях основы демократии в своих странах. Ф.Д.Рузвельт, У.Черчиль, Б.Н.Ельцин. Пуштунские племена. Англо-бурская война. Конституция. Демократия Ключевые понятия: реформа, экономика, преодоление кризиса, Вторая мировая война, антикоммунизм, демократия, перестройка.
Раздел II. Человек как субъект гуманитарного права (3 часа). Данный раздел повествует о жизни людей, отдавших себя ради спасения жизни других: борьба с войнами Андрея Сахарова, его правозащитная деятельность, противостояние тоталитаризму, спасения тысяч венгерских евреев в годы Второй мировой войны шведским дипломатом Раулем Валенбергом, погибшем в застенках сталинского КГБ, святая жизнь и смерть великого польского педагога Януша Корчака, пошедшего со своими воспитанниками в Освенцим. Холокост. Ключевые понятия: водородная бомба, война в Афганистане, съезд народных депутатов, ксенофобия, антисемитизм, педагогические труды, детский дом в Варшавском гетто.
Раздел III. Научный подвиг великих умов. (5 часов) Великие достижения великих ученых, их биографии, служение наук, сила мысли и сила слова, душевные метания и душевные обеты, трагедия непонимания, личность этих людей и идеология будущих поколений. Лауреаты Нобелевской премии, их жизнь, идеи и восприятие потомками. «Кольцо Эйнштейна». Ноосфера, Космизм. А.Эйнштей, В.И.Вернадский, Н.Х.Бор, Л.Д.Ландау, В.Ф.Войно – Ясенецкий, В.О.Ключевский. Ключевые понятия: теория относительности, ноосфера, вселенский разум, школа физиков, квантовая физика, международные научные связи, личностные особенности и шутки великих ученых.
Раздел IV. Женщины в истории XX века (5 часа) Роль женщины в семье и государстве, самореализация, принципы и стремление к свободе, обет делать добро, прекрасные стихи и душевная щедрость, «мой орден – моя страна», Орден милосердия, подвижничество, Первая леди Америки, династия освободителей, жесткость и нежность. Е.Кузьмина – Караваева, Мать Тереза, Элеонора Рузвельт, Голда Меир, Индира Ганди Ключевые понятия: монашество, гуманизм, борьба за свободу, верность принципам, любовь, семья.
Раздел V. Война и личность (4 часа). Офицерские династии, есть такая профессия – Родину защищать, предупредить и прекратить войну – тяжкий крест, репрессии, потери армией перед Великой Отечественной, спасти солдат, танковые корпуса, воля к победе и воля к спасению, нравственный подвиг и величие души. «Демянский котел». Фортификатор. М.Н.Тухачевский, Ю.В.Громов, Д.М.Карбышев, А.П.Маресьев. Ключевые понятия: Сталинские репрессии, офицерская честь, Афганистан, спасение армий, воля жизни, нравственная честь офицера.
Раздел VI. Светоч культуры – светоч жизни (4 часа). Героизм и боль в стихах свободе, страх и совесть, выжить и не встать на колени, спасители России, великий маэстро, его душа, виолончель и принципы, добром за зло, любовь к России, на защиту свободы, вынужденная эмиграция, полотна художника, душа страдальца, Знамя мира, Пакт Рериха, философия Востока, религиозное единение. Осип Мандельштам, М.Л.Растрапович, Н.К.Рерих, Ключевые понятия: искусство, свобода, виолончель и душа музыканта, великое добро, единая вера и единая совесть.
Раздел VII. Спортивные подвиги (2 часа). Человек, который сделал сам себя, борьба с допингами, философия и спорт. Воля к победе, литературное творчество, попытки шагов в политику, 23 рекорда, королева шеста, путь в спорте. Ю.П.Власов и Елена Исинбаева Ключевые понятия: воля к победе, тренировки, допинги и спорт, философия победы.
Раздел VIII. Защита проектов. Оценка эффективности курса через тестирование (2 часа).
11. Предполагаемые результаты. 1. Знакомство учащихся с биографиями значительных людей XX века. 2. Достижение через освоение данной программы более высокого уровня зрелости личности (результаты мониторинга) 3. Освоение ключевых компетентностей учащихся (аналитико – деятельностная, прогностическая, коммуникативная, информационная рефлексивная). 4. Более высокий уровень самореализации. 5. Освоение эффективной речевой деятельности, исследовательских методик и проектной деятельности. 6. Рефлексивное развитие личности учащихся. 12. Список литературы для учителя 1. Образ человека в современной педагогике. Логвинов И.И., Лукацкий М.А., Роненсон О.Д. 2007г. 2. Психология. Учебник для медицинских ВУЗов. М.А.Лукацкий, М.Б. Остренкова. М., - Eksmo Education ЭКСМО, 2007. 3. Голда Меир. «Моя жизнь Чимкент «Аурика» 1997 4. П.А. Судоплатов. Военная литература (Мемуары) 1990г. Militari.lib/ru /sudoplatov pa/ 09.html/ 5. Мать Тереза. Энциклопедия «Кругосвет». 6. Абрахам Пайс. «Нильс Бор. Человек и его наука.» М. ИКН. 2002г. 7. В.А. Федоров, «Ключевский В.О.», Энциклопедия., Москва 1972г. 8. Шикман А.Д. «Деятели отечественной истории»., М.: 1997г. 9. Суханов Л. «Три года с Ельцином» журнал «Человек и политика» М., 2001г. 10. Современная политическая история России (1985 – 1997)т2., Лица России., М.: 1998г. 11. Боннер Е.Г. «Звенит колокол. Год без Сахарова» М., 1991г. стр. 51. 12. Бок М.П. «Воспоминания о моем отце» Большая Советская энциклопедия. 13. Наука и религия: дух, душа и тело. «Феликс. Троицкое слово» 2001г.стр12- 29. 14. Валеев Р.А. «Гуманистическая педагогика Януша Корчака». Казань КГПИ. 1994г. 15. Кочнов В.Ф. «Януш Корчак: книга для учителя»., М.: Просвещение 1991г. 16. Аксенов Г.П. «В.Вернадский: жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников». М. Современник., 1998г. 17. Каганов М.И. «Ландау – каким я его знал.», «Природа.» 1971г. № 7 13. Список литературы для учащихся 1. Абрахам Пайс «Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна» под ред. А.А. Логунова. М., Наука, 1989г. 2. Колодайчук Б. «Мать Тереза» М. 2007г. 3. Фейнберг «Жизнь и деятельность Нильса Бора» УФН 1963г. 4. Сахаров А. «Тревога и надежда» М. 1990г. 5. Аврех Л.Я. «П.А.Столыпин и судьбы реформ в России» 6. В.П.Князева «Н.Рерих» 2003г. 7. А.Галич «Кадиш» Ленинград Художественная литература., 1989г. 8. Лифтан Б. «Король детей. Жизнь и смерть Я.Корчакак» М., 2004г. 9. Ливанова А. «Ландау» М. Знание, 1983г. festival.1september.ru 1. Голда Меир (презентация) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|